16 февраля 2021 года состоялось расширенное заседание президиума Марийской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования и коллегии Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
Один из рассматриваемых вопросов повестки дня — это вопрос » О ходе реализации Методических рекомендаций по организации работы классных руководителей в Медведевском муниципальном районе и в г.Волжске». На коллегии выступила руководитель Отдела образования и по делам молодежи Н.Н.Дербенева.
Накануне мероприятия Медведевской районной организацией Профсоюза было проведено анкетирование классных руководителей школ района.
В анкетировании приняли участие 69 педагогов или классных руководителей из 28 общеобразовательных учреждений.
Из них: женщин 67 человек, мужчин-2 человека в возрасте от 20 лет до 61 года, учителей начальных классов 36 человек, учителей предметников 33 человека. Стаж работы классных руководителей очень разнообразен :27% — педагоги от 6 — до 10 лет, 24%-педагоги от 10 -20 лет, 26%-педагоги от 20-30 лет, 17% — педагоги от 30-40 лет, 4%-педагоги от 40-50 лет.
59 классных руководителей работают в одном классе-комплекте, 10 человек в двух — классах комплектах.
На вопрос: «Знакомы ли Вы с нормативной базой, закрепляющей общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в общеобразовательных организациях?» — 55 человек ответили «ДА», 14 человек — «ЧАСТИЧНО» . Педагоги указали, что они знакомы со следующими документами : Закон об образовании РФ. ФГОС начального общего образования. Конституция РФ. Программа развития и воспитания. Концепция духовно-нравственного воспитания. Методические рекомендации. Конвенция о правах ребенка. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г. Национальный проект «Образование».Наша новая школа» и т.тд.
89% педагогов ознакомлены с локальными актами, регламентирующие деятельность классного руководителя, на основе Методических рекомендаций Министерства просвещения РФ от 12.05.2020 г.
62% педагогов показали следующие формы методической поддержки в работе классных руководителей организованные в образовательной организации администрацией школы, муниципальной методической службой:
Семинары-67%
Взаимопосещение-50%
Мастер-классы-26%
Педсоветы-13%
Методические объединения-11%
Онлайн-викторины-10%
Конкурсы-5%
Консультации индивидуальные-5%
Конкурс «Самый классный классный»-4%
Вебинары-2%
Тренинги-1%
На вопрос: «Какие дополнительные выплаты предусмотрены в Вашем трудовом договоре (дополнительном Соглашении) кроме вознаграждения в размере 5000 тыс., установленного на федеральном уровне, можно сказать, что от 5 до 20% педагоги получают ежемесячно в виде стимулирующей доплаты. Также в 5 учреждениях в соответствии с коллективным договором указано выплата 2000 рублей, которая не выплачивается и 2% за каждого ученика- в 4 учреждениях.
17% педагогов испытывают трудности при выполнении обязанностей классного руководителя: это работа с родителями, вопросы дисциплины. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Также отсутствие психологической службы (3 чел) в образовательном учреждении и нет помощи методиста и администрации (1 чел).
Основной характеристикой психологического климата является его устойчивость. Устойчивый психологический климат складывается из психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел, в результате 26% (18 человек) на вопрос «В какой помощи Вы нуждаетесь как классный руководитель», ответили – в психологической. В правовых вопросах нуждаются в помощи 31% педагог. И всего 8%, это трудности методического характера.
Во время Зимней республиканской профсоюзной школы молодых педагогов и наставников среди опрашиваемых, были участники «Зимней школы» — 8%, среди них 1 наставник, члены Профсоюза. Они прошли обучение, входящее в требуемую систему накопительных баллов повышения квалификации. Участники указали, что в своей работе применяют парное обучение, дистанционные технологии, интерактивные приемы и т.д.
52% классных руководителей высоко оценили уровень организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.